Погрузчик – это сложный технический агрегат, предназначенный для специализированных складских задач. Вождение вилочного погрузчика требует от оператора определенных знаний и умений, опыта, понимание техники безопасности прежде всего.
Согласно исследованиям OSHA, распространенные несчастные случаи с летальным исходом во время рабочей смены связаны с тем, что оператор попадал в «мышеловку», которая образуется между землей и ТС в результате опрокидывания последнего. Такая ловушка приводила к повреждениям головы и корпуса.
Рассмотрим, что такое пирамида устойчивости и для чего необходимо пристегивать ремни.
В первую очередь при любых столкновениях ремень удержит оператора в кресле, предотвращая удар о лобовое стекло или руль. Чем выше скорость – тем выше риски. Однако именно в вилочном погрузчике роль у ремня другая – предотвращение вылета водителя из кабины, его соскальзывания с сидения, снижения риска защемления тела между защитой кабины и полом.
При опасности водитель рефлекторно стремится выбраться из погрузчика, что и заключает его в «мышеловку» между напольной поверхностью и защитной крышей кабины. Настоятельно рекомендуем пристегиваться при работе всегда, но если забыли и происходит опрокидывание погрузчика, то можно осуществить такие действия:
Устойчивость техники (пирамида устойчивости) объединяет ряд понятий:
В основании такой пирамиды находится треугольник, а внутри него комбинированный центр тяжести. Что касается собственного центра вилочного погрузчика, то он располагается сантиметров на 20 ниже места оператора. Центр загрузки находится в 50 см спереди спинки вилки. Все эти элементы позволяют получить объединенный центр тяжести, то есть комбинированный и одновременно движущийся в процессе, когда техника поднимает груз. Такой центр сохраняется внутри пирамиды. В случае, когда он смещается слишком вперед, то вилочный погрузчик может перевернуться вперед, если вправо-влево, то начнет крениться. В случае подъема груза комбинированный центр смещается синхронно вверх.
Так как пирамида может быстро сужаться до точки, то грузы, остающиеся стабильными на небольшой высоте, в случае подъема теряют устойчивость, что связано с нарушением комбинированного центра тяжести в треугольнике.
Помимо центра тяжести, в перемещаемом вилочном погрузчике появляются и дополнительные силы в результате ускорения или замедления. Даже медленное и аккуратное торможение может переместить комбинированный центр тяжести за границы вышеописанного треугольника, что повышает риск опрокидывания.
К дополнительным силам относятся следующие:
Последние появляются на поворотах, могут быть умеренными на малых скоростях, однако способствуют перемещению комбинированного центра тяжести. Начинающих операторов погрузчиков обучают не маневрировать, если груз поднят на высоту.
Даже без груза комбинированный центр может быть смещен назад, что увеличивает вероятность опрокидывания, особенно, если присутствуют маневры, уклоны и пандусы. Важно по необходимости использовать задний ход!
В компании “Форклифт Сервис” вы можете приобрести надежные вилочные погрузчики отечественного и зарубежного производства. Также мы готовы предоставить инструкцию для операторов по безопасному профессиональному обращению с техникой.